nik_ej (nik_ej) wrote,
nik_ej
nik_ej

Category:

Настоятельно рекомендовано ГЛАПУРом к просмотру и прочтению.

Последний подарок судьбы невинной жертве "репрессий", который уже не нужен



В 1978 году по телевидению был показан двухсерийный телевизионный художественный фильм "Однофамилец". Фильм снят на Свердловской киностудии кинорежиссером Ольгердом Воронцовым. Это экранизация вышедшей в 1975 г. одноименной повести ленинградского писателя Даниила Гранина. Сценарий написал сам автор повести.
В России, действительно, надо жить очень долго, чтобы из достаточно среднего советского писателя, писавшего крепкую беллетристику в основном из жизни инженеров и ученых, под конец жизни в современной России превратиться в "выдающегося писателя и публициста, настоящего русского интеллигента и подвижника", увешанного, как новогодняя елка высшими наградами и СССР, и РФ.
Но в 1975 г. небольшая повесть Гранина "Однофамилец" прошла незамеченной, и только ее неплохая экранизация добавила ей известности. А повесть то был очень примечательная. При всей ее рыхлости, повторах, дидактичности и некоторой незавершенности - вопросы в ней были поставлены острые и на то время необычные.

Проблема первая - "белая" и "черная" кость в советской "народной" интеллигенции. На момент выхода повести в СССР при официальном наличии двух классов - рабочего и крестьянства была еще и т.н. называемая "прослойка" в виде интеллигенции, как научно-творческой, так и инженерно-технической.

Так вот, внутри этой самой "прослойки" имелось свое разделение на "белую и "черную" кость. "Белой" являлись ученые, поэты и писатели, которые между собой в свою очередь делились на "физиков и лириков". А "черная" - это инженеры-производственники. И главным отличительным признаком причисления к прослойке было наличие "верхнего" образования

Вот о взаимонеприязни между этой "белой" и "черной" костью внутри "прослойки" и рассказывает повесть, и в некоторой степени фильм. И виноват в этой "межпрослоечной" грызне, конечно же, т. Сталин. А кто же еще?

Это же он создал из ученых и т.н. "творческой интеллигенции" привилегированный класс с очень большими льготами. Понятно, что на первых порах это было оправдано. Под гениев науки и искусства государством создавались академические институты, театры и т.п. За научные звания и степени пожизненно, независимо от результата, платились неплохие деньги. Тратились огромные народные деньги в ожидании отдачи. Но гении науки уходили, на их место новые гении не появлялись, поскольку зачем гениям в своем институте растить себе конкурента. А институты оставались, и финансирование росло год от года. Вот только финансирование росло, а научные достижения нет.

Поскольку "ученым можешь ты не быть, а кандидатом быть обязан." Научная деятельность превратилась в очень приятную и доходную синекуру. А в инженеры пусть идут неудачники. Не умеешь работать головой - работай руками на своем заводе.

А вторая идея повести и фильма для того времени, а для нынешнего и вовсе крамольная. Оказывается, что во времена "сталинских репрессий", жертвы этих самых репрессий очень даже и удачно защищались, да так, что сами невинных жертв понаделали. Только вот про эти жертвы как-то не принято говорить.

Но обо всем по порядку. Как-то дождливым ленинградским вечером начальник специального монтажного управления Павел Витальевич Кузьмин возвращался домой по Дворцовой набережной. Мысли его были заняты тем, как к новому станку, установленному в строящемся цеху, подвести кабели. Задача не из простых, так как установили станок совсем другой конструкции, чем по проекту. И проходя мимо Дома ученых им М. Горького, он вдруг увидел в его окне женщину, которая пристально смотрела на него и приглашающе махала рукой.

Пока Кузьмин вспоминал кто же это могла быть, женщина исчезла.

Кузьмина играет Георгий Жжженов
И вот с этой женщины в окне и начался в устоявшейся жизни начальника рядового СМУ, которого когда-то прочили на должность то ли замминистра, то ли начальника главка, такой крутой поворот, что этот сильный и уверенный человек, женщины находили в нем сходство с Жаном Габеном, даже поначалу растерялся. А пока он решил зайти и разыскать эту женщину.

А в Доме Ученых проходил международный симпозиум математиков. Народ там находился по внешнему виду очень даже культурный и занятый своими научными разговорами. Так что поначалу Кузьмин не то чтобы чувствовал себя, как суконное рыло в калашном ряду, но и особой раскованности не ощущал. А потому решил сходить в буфет. Кормили ученых дефицитными и качественными продуктами, это Кузьмин сразу отметил. И встретил он там своего подчиненного Зубаткина. Зубаткин работал у него инженером-расчетчиком. Но, так как учился в заочной аспирантуре, то был послан делегатом от молодых ученых на этот симпозиум.

Внешности этот Зубаткин был довольно пижонистой.

Зубаткина играет восходящая звезда 70-х Игорь Янковский.
И вот тут, в буфете и произошло первое столкновение "белой" и "черной" кости. Жизненная задача Зубаткина на данный момент - защититься и сбежать с производства в "науку". Хоть и зарплата поменьше, да свободы побольше. А то вот опять Кузьмин стал его спрашивать, почему их отдел до сих пор не сделал расчет по каким-то схемам монтажа. А им это не интересно. Нет простора для творчества. А Кузьмин для него человек второго сорта. Его уровень провода скручивать, примитивный работяга-производственник, а Зубаткин будет математическую науку "толкать", у него способности есть, еще со школы, задачки быстрее всех решал. В общем палец в рот не клади - зубки имеются.

А для Кузьмина Зубаткин обычный пижон, приспособленец и лодырь, которому на производстве цена - копейка, который и в "науку" то стремится с одной целью - "где бы ни работать, лишь бы ни работать".

Поругались они - "наука" и "производство". Один пижон и лодырь, другой примитив и неудачник.
Только вот зря Зубаткин считал Кузьмина примитивом и неудачником, который только к проводам наконечники и может ладить.

В поисках таинственной женщины зашел Кузьмин на один из семинаров симпозиума, присел и чуть не уснул от скуки. Разморило после ученой закуски с коньячком. Но внезапно ожил. Молодой докладчик чертил какие-то формулы и говорил про какую-то "формулу Кузьмина", которую этот паренек раскопал в старинном журнале, и которая чуть ли не тянет на Нобелевскую премию, ну докторская - точно и без защиты.

"Формула Кузьмина". Так это же наш Кузьмин еще студентом Политехнического института тридцать лет назад ее изобрел.
И завертелся почти детективный сюжет с очень большой мелодраматической окраской. И женщину эту он нашел. Дочку своего учителя по институту Льва Ивановича Лазарева - Алю. Влюбленную в нашего "Жана Габена" еще с тех пор, и до сих пор его любящую

Алю играет Алла Покровская.
И появляется еще один герой этой детективной истории - профессор Лаптев, лауреат Ленинской премии, светило советской математической науки.

Лаптева играет Ростислав Плятт. Ядовитый старичок.
А завязка всей этой истории произошла в конце 40-х годов, в разгар борьбы с безродными космополитами, вейсманистами-морганистами. Различные научные школы использовали в борьбе против друг друга политические обвинения. Вот и учитель Кузьмина Лазарев боролся против Лаптева с помощью политических доносов. Но и Лаптев не был безвольной жертвой.

Свой удар Лаптев нанес по самому талантливому ученику Лазарева - Кузьмину. Лазарев опубликовал в институтском научном сборнике новую работу Кузьмина, которую Лаптев разнес в пух и прах и обвинил самого Лазарева в научном безграмотности. В итоге опозоренный Кузьмин бросил занятие наукой и уехал простым инженером в Заполярье, Лазарева выгнали из института, а на гениальной работе Кузьмина на тридцать лет был поставлен крест. Вот и получилось, что Кузьмин стал безвинной жертвой, можно сказать, "антисталинских репрессий".

То есть, спасая своих четырех учеников от нападок Лазарева, Лаптев уничтожил его ученика и дискредитировал выдающуюся научную работу. Кузьмин, конечно, не пропал, он и на производстве добился выдающихся успехов. Через два года после института заработал в Заполярье свой первый орден. Его перевели в министерство, прочили в начальники главка. Но из-за своего прямого характера его карьера остановилась, а потом и пошла вниз. И вот теперь он начальник одного из сотен СМУ.

И судьба через 30 лет дарит Кузьмину шанс изменить свою жизнь. Вернуться в науку на белом коне автором гениальной "формулы Кузьмина". И отомстить Лаптеву. О мести Лаптеву мечтает и Аля, у которой тоже вся жизнь вначале была сломана из-за того, что Лаптев уничтожил ее отца. Она потеряла любимого человека - Кузьмина, который уехал в далекое Заполярье, пришлось выйти замуж за бездарного однокурсника Ваську Королькова, которого она со своей энергией сделала доктором математических наук. И теперь, когда "формула Кузьмина" реабилитирована, по Лаптеву можно нанести ответный удар. Только надо, чтобы Кузьмин вернулся в науку.

И опять возникает тема "белой" и "черной" кости. Аля вместе со своим мужем начинают обрабатывать Кузьмина, намекая, что не следует ему зарывать свой талант математика, менять чистую науку на провода с наконечниками. Или же значит, не достоин оказался Кузьмин своего дара, испугался, не стал бороться, и самое ему место вязать провода и крутить гайки, командовать простыми работягами, а не вращаться в высоких научных кругах, ездить по заграницам и принимать почести в президиумах.

Вот и стоит перед сильным и уверенным в себе мужчиной и производственником Кузьминым, которого хоть сейчас ставь замминистра, только никто не поставит, вопрос - стоит ли войти в давно утекшую реку. Сменить все, а значит изменить прожитой жизни, и начать с начала.

А тут еще и сентиментальные воспоминания об ушедшей юности, любящая его до сих пор Аля... Что-то ему надо решать.
Да, Кузьмину придется принять сложное решение. Ломать свою жизнь или не ломать. Мстить Лаптеву или не мстить. Остаться ли, как императору Диоклетиану со своей капустой, или же попробовать вернуться цезарем в Рим, тем более, что его так об этом просят.

Повесть гораздо жестче фильма, в ней материала на целый современный сериал, а тут режиссеру пришлось вместить весь объем в две серии. Поэтому некоторые сюжетные линии упрощены, некоторые действующие лица отсутствуют. Фильм более сентиментален и мелодраматичен, чем повесть, в этом ему "помогает" прекрасная музыка Евгения Крылатова. Получилась мелодрама об ушедшей молодости, упущенных возможностях и о том, что ничего вернуть нельзя, несмотря на все подарки судьбы в конце. "Что главнее - жизнь или судьба",- спрашивает Кузьмин уже выбившуюся из сил уговаривать его вернуться в науку Алю. Ответ в фильме.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments